На главную

Народные традиции, календарные и обрядовые праздники, 

НОВОСТИ
МЕРОПРИЯТИЯ
КАЛЕНДАРЬ
ТВОРЧЕСТВО
ОТЧЕТЫ О ПРОВЕДЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ


На центральную страницу сайта

Современные методики

ОТЧЕТЫ О ПРОВЕДЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ


Славянские праздники и ритуалы как своеобразный метод народной валеологии.

Славянские праздники

В последние годы появилось большое количество книг, посвященных древнеславянской культуре и мировоззрению и люди начинают вспоминать заветы своих предков, их веру, уклад жизни и обычаи. Славянская вера формировалась на базе мудрости и знаний, полученных нашими предками через созерцание явлений природы и всего сущего, доступного органам чувств и пониманию человека в процессе его развития. Уровень понимания наблюдаемых явлений и объем знаний постоянно росли, что объективно привело к необходимости объяснения и толкования этих явлений, их обобщения и понимания. Разнородные и разрозненные понятия о явлениях окружающего мира непрерывно систематизировались и упорядочивались, что позволяло сохранить эти знания и мысли в определенных образах для потомков.

Древний славянский календарь обладал высокой точностью, его даты отмерялись от основных солнечных праздников и приходились на одни и те же дни солнечного года. Это означает, что тысячелетние наблюдения за явлениями природы связаны с совершенно определенными днями. Древний календарь успешно использовался нашими предками.

Основными точками отсчета в их жизни были солнечные праздники: Коляда, Комоедица или Масленица, Купало, Радогощь или Багач (Овсени).

Славянские праздники, как правило, не походили один на другой. Они постоянно разнообразились, и в них привносились различные дополнения.


Славянский праздник

В сущности все Колядки, Веснянки, Летины  и Овсенки, песни, распевавшиеся до революции на Руси, были в прямой связи с циклами природы. Таким образом, природа же определила собой Коло Праздненств, а вместе с ним и самое жизнь, значит её быт или форму провождения времени, распределения работ и забав. Обычаи играли в таком случае роль бытового орнамента времени. В больших, тяжёлых рамах обычаев и верований вставало Рождество, Пасха, Троица, Спас и Покрова. С каждым из этих больших праздников, несмотря на их Христианское значение, вспоминался и старый быт, до - Христианский, принявший внешне вид так называемого Православия.

            Переплетаясь с циклами природы, праздники были не только отдыхом для людей. Но и вехами на пути Коловрата Года. Но природа давала сама предлог для празднования: так. приход весны встречают радостно не только люди, но и звери, птицы, насекомые.

            Конечно древний человек не мог не заметить этой всеобщей радости, и потому он приурочил своё праздненство к этому времени.

            Лето - разгар полевых работ. А Летом человек, собрав урожай, тоже радовался. Это радование вылилось в Спожины - Летины. После Спаса - сбора фруктов, яблок, груш, слив - тоже радование. Наконец Осень, входя в дома, сама указывает, что работа кончена. Овсени были приурочены к Новогодью. Первым сентября начинался Новый Год у славян. К этому дню были приготовлены яства, свежий хлеб, новый в Году, а потому в Овсени славили бога Даждьба. Ему же несли хлеб  в поле и оставляли у дороги. В Овсени, сначала  Малые, пили  крепкую брагу, ели блины и пироги с творогом, называющиеся «сыром»,  или «стварогом», в честь  Деда Вселенной Исварога. Наконец приходили Великие  Овсени, заканчивающиеся трёхдневным пиршеством всех и сообща, после чего наступала Зима с Зимними Колядами. Видимо, так назывались разные дни, и Великим назывался день, соответствующий нашему Рождеству. Кроме всех этих Праздненств были и другие, среди которых надо напомнить Радоницу, Русалий, Иван - Купалу, Сёмик и так далее.

В годовой круг входят 8 основновных славянских праздника и насчитывается еще более 30, но не все они хорошо известны современному славянскому народу. Не каждый знает как правильно провести обряд, что нужно делать на празднике, что и как петь. Обряды в Славянской вере носят сакральный характер, не всегда до конца понятный простым людям, не посвященных в тайный смысл этих обрядов. Сейчас сложно уже  точно установить сколько всего было обрядов, но те, которые известны, успешно используются в различных сферах жизни людей. И без некоторых обрядов даже немыслима наша жизнь, а многие обряды спасают нас от разных бед, болезней и неприятностей, помогают преодолеть препятствия и даже положительно повлиять на судьбу. Особенно ценны такие обряды как Календарные, Свадебные, погребально - поминальные, очистительные, строительные, крестильные, аграрные, обходные и многие другие.


Многочисленные фольклорно-этнологические материалы свидетельствуют о том, что самым таинственным и загадочным периодом суток является сегмент - закат-полночь- рассвет. С заката солнца проводились поминальные столы. В это же время суток отмечались Осенние Деды. Семейная поминальная трапеза также начиналась после заката солнца. Восприятие полночи в традиционной культуре славян наиболее сложное и противоречивое. Сложное - потому что именно с этим промежутком времени связано едва ли не самое большое количество всевозможных обрядовых действий, противоречивое - потому что ценностная ориентация ритуальной практики этого времени имеет фактически взаимоисключающий характер. С одной стороны, именно в полночь совершается крестный ход в православных Храмах на Пасху, а с другой, полночь - это время разгула и властвования демонических сил, проведения многочисленных колдовских ритуалов и обрядов. Подавляющее большинство из них имело негативную направленность, с их помощью людям наносился вред: тяжелые, неизлечимые болезни, падеж скота, проблемы во взаимопонимании между членами семьи. Хотя многие ритуалы, исполненные после заката солнца, имели и положительное начало. Например, вечерний диалог с космосом был нацелен на то, чтобы упредить ливневые дожди и грозы.


В традиционной культуре весьма высоким статусом наделена колядно-рождественская ночь. Считалось, что в промежутке с 2 и до 5 часов утра разверзаются небеса; в это время можно просить Всевышнего об избавлении от многих неизлечимых недугов и исполнении самых заветных желаний. Может быть, поэтому почти все ночи великих праздников являются наиболее благоприятным временем для совершения гаданий самого непредсказуемого характера. Столь же трепетным было и отношение к пасхальной ночи, в течении которой проводилось всенощное богослужение.


Необычное совмещение двух противоположных начал привело к тому, что не только в обычные, но и в большие народные или церковные праздники ночь использовали как для исцеления от разных болезней или оказания помощи своему хозяйству, так и для выполнения магических обрядов, способных нанести человеку значительный вред.

Без всяких преувеличений можно сказать, что наибольший интерес у славян и других европейских народов вызывает полночь Купальской - самой короткой в году - ночи. По статусу ритуальной значимости она сопоставима только с Колядными вечерами. Купалье знаменовало собой существенную веху в годовом, природно- жизненном цикле. Благодаря тому, что купальской ночи предшествовали самые длинные и погожие дни, весь растительный мир получал огромный жизнеутверждающий заряд энергии. Это обстоятельство широко использовалось в целительной практике благодаря тому, что целебные травы вбирали, впитывали в себя всю энергию солнца и космоса в целом.


Таким образом, я стараюсь рассматривать систему традиционного исчисления времени, которая лежала в основе народного календаря и которая формировалась в течении двух последних тысячелетий. Структурообразующими факторами его были космические ритмы Солнца и Луны. С одной стороны, полное обращение Земли вокруг Солнца лежит в основе годового цикла земледельческих и сельскохозяйственных работ, с другой - Луна привнесла в жизнь человека такие понятия времени, как месяц и неделя.


К сожалению, мы пока не в состоянии глубоко и всесторонне осмыслить и раскрыть нашим современникам всю глубину древнеславянского миросозерцания, понять логику выстраивания последовательности ритуально-обрядовых комплексов и их внутреннюю структуру, расстановку обрядово-значимых акцентов, вскрыть взаимосвязь между приоритетными смысловыми линиями как внутри каждого обрядового комплекса, так в календаре в целом. Очень сложно изучить и раскрыть всю палитру содержательных смыслов такого сложнейшего явления, как традиционный праздник, в структуре которого было одновременно задействовано несколько функциональных составляющих: ритуальное действие (ритуальное хождение по домам, хороводы, масленичные катания на лошадях, пускание венков, зазывание весны); сакральное слово (песня, заговор, приговор); обрядовая одежда (например, вывернутые наизнанку кожухи); обрядовая еда (масленичные блины, колядная кутья, купальская яичница); использование знаковых атрибутов (колядная восьмиконечная звезда, купальское колесо, дожиночный сноп); соответствующее место проведения (возвышенность для исполнения обряда зазывания весны, купальский огонь у священного родово-общинного дерева как центра мироздания, кладбище как место захоронения предков и одновременно установления ритуального контакта с ними в строго определенные дни).


Конечно же, приоритетной идеей и календаря в целом, и каждого ритуально-обрядового комплекса в отдельности было улучшение благосостояния семьи, желания продолжения рода, налаживания гармонических отношений с окружающим миром (растительным и животным, водной стихией, огнем). Однако, вероятно, самой главной составляющей обрядов была практическая магия. При этом следует заметить, что магия могла быть индивидуальной, семейной и коллективной. Она представляла собой сложнейший комплекс слова - атрибута - действия, посредством которого человек обращался к Творцу и всему сущему на Земле за содействием, с помощью ясных и четких мыслеформ, изложенных в императивной форме, он просил Космос об оказании в помощи в тех или иных условиях.  


В течении многих лет я изучаю и провожу старинные народные праздники и ритуалы и буду рада общению с  теми людьми, кто уважает свою родную веру и заветы своих предков, их уклад жизни и обычаи и желает пользоваться духовным богатством, накопленным за тысячи лет развития. Я считаю, что каждый человек хоть на миг должен прислушаться к голосу своих прародителей, осознать свое место в жизни и задуматься о своем участии в деле восстановления духовности нашего народа.

 


ПРАЗДНИКИ

ПОСЛЕДНИЕ ВОПРОСЫ
Хотелось бы еще узнать кое-что о празднике Масляных Дедов
Читать дальше...
ВОПРОС НАДЕЖДЕ


ПОДПИСАТЬСЯ
Вы можете оставить Ваш адрес для получения анонсов новостей и мероприятий

 
© ООО «Пояс Ориона» 2010   Дизайн сайта: Graf-Suvorov
Программирование: ADP