На главную

Народные традиции, календарные и обрядовые праздники, 

НОВОСТИ
МЕРОПРИЯТИЯ
КАЛЕНДАРЬ
ТВОРЧЕСТВО
ОТЧЕТЫ О ПРОВЕДЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ


На центральную страницу сайта

Современные методики

ТВОРЧЕСТВО

Творчество » Статьи » Славянские праздники и ритуалы как своеобразный метод народной валеологии.

Славянские праздники и ритуалы как своеобразный метод народной валеологии.

Грознова Надежда Валентиновна - Психолог, Специалист традиционной народной медицины, Народный целитель.


С глубочайшей древности до наших дней, практически у всех народов Земли неотъемлемой составляющей жизни являются праздники. Что они из себя представляют, зачем нужны? Если спросить об этом "человека с улицы", самими распространенными ответами будут - "память о некоем важном для официальной идеологии событии"- такие как "День ВОСР" ("Согласия и примирения"), Международной Солидарности Трудящихся, 8 марта, многочисленные "Дни независимости" - и затесавшиеся среди них собственно календарные - "Новый год" и день рождения. Тот же "человек с улицы", из числа независимо мыслящих, выскажет личное восприятие пр., просто дополнительный выходной,..возможность менее кодифицированного, формального поведения. Могут указать на то, что было бы желание-праздник найдется.
Зачем же нужны праздники? И- какие когда?
Попробуем копнуть глубже. "Следущая остановка - религия". А религия... "религия - это календарь". Само слово "религия" означает "повторяющую обрядность". (Современные религии не оставили не заполненными практически ни один день, однако... Религии, если рассмотреть вопрос исторически, имеют мистические (психические) и естественные (природные) обоснования дат праздников. Последние наиболее наглядно видны в сельскохозяйственных праздниках, связанных с началом-завершением-сменой типа работ. Разумеется и другие, тесно связанные с годовым ритмом работы породили свои праздники. Основа даты праздника - начало- завершение некоего процесса. Кстати, тут аналогия и с годовым ритмом как таковым: 4(8) "общеязыческих" праздников и с личным; дни рождения, смерти, свадьбы, начала/окончания учебы и даже обычай "обмывать" покупки, карьерные ступени и награды. Праздники, связанные с годовым ходом называют календарными, а с каким-либо событием-каузальными.

Большинство праздников календарного характера сформировалось в глубокой древности; по-видимому, в момент освоения сельскохозяйственного или другого производства.

Аграрно-календарные праздники имеют выраженную национально-территориальную специфику: в разных странах даже одни и те же культуры имеют разные сроки посева/ созревания; да и диапазон распространения связан с национальными пищевыми предпочтениями. Календарны также охота, рыболовство и т.п.

С другой стороны, представления о некоем "особом времени", специфика взаимодействия в это время с тем, что обычно называют "потусторонним" известны ччеловечеству намного дольше, чем производящее хозяйствование. Такие представления в явном или неявном виде вошли в большинство мистико-магических систем и, как следствие, и религий. Не вдаваясь в анализ этих систем, заметим все же, что эти моменты характеризуются снижением устойчивости человеческой психики в пограничном состоянии. Поэтому, исходя из многочисленных, многотысячных наблюдений люди заметили, что в эти дни обыденная работа дает меньший эффект и чревата ошибками; зато деятельность по совершенствованию психики, по взаимодействию с "потусторонним" эффективнее.

Это наблюдение и использовали люди всего мира в различных обрядах и ежегодных праздниках. Во время праздников используются различные магические средства (вербальные тексты, предметы, действия, жесты, обряды), предохраняющие человека и его мир (дом, скот, урожай, орудия производства и т.п.) от потенциальной опасности: нечистой силы, болезней (в том числе сглаза, порчи), хищных животных, змей, наводнений, засухи и т.д. Так, игра на музыкальных инструментах, пение обрядовых песен, чтение заговоров на праздниках призвано было изгнать нечистую силу и болезни из каждого дома. А святочные обходы славян с Сочельника до Крещения несли в себе ритуально-магическую цель; обеспечение общесемейного и хозяйственного благополучия. Охранительной семантикой обладали действия, производимые с целью оградить защищаемое пространство или объект, создать вокруг него магический круг. Например, чтобы уберечь поля и посевы от града, вокруг них создавали символический пояс защиты, в т.ч. с помощью обходных действий. Древний календарь успешно использовался нашими предками. Основными точками отсчета в их жизни были солнечные праздники: Коляда, Комоедица или Масленица, Купало, Радогощь или Багач (Овсени). В сущности, все Колядки, Веснянки, Летины и Овсенки - песни, распевавшиеся до революции на Руси, были в прямой связи с циклами природы. Таким образом, природа же определила собой Коло Празднеств, а вместе с ним и самое жизнь, значит её быт или форму провождения времени, распределения работ и забав. Обычаи играли в таком случае роль бытового орнамента времени. В больших, тяжёлых рамах обычаев и веровали 1вставало Рождество, Пасха, Троица, Спас и Покрова. С каждым из этих больших праздников, несмотря на их Христианское значение, вспоминался и старый быт, дохристианский, принявший внешне вид так называемого Православия.


Также и мы (группа энтузиастов) при центре народной медицины решили использовать праздники в своей работе. У нас уже получилось удачно провести ряд разнообразных праздников и обрядов, и появилась уверенность в эффективности их благоприятного воздействия на жизнь и судьбу людей, участвовавших в в этих обрядах.

Например, после проведения праздника "Масленица" люди избавились не только от старого хлама и одежды, но и сбросили с себя тяжелое бремя разного рода проблем; так называемых "сглаза", "порчи", физического недомогания, депрессии и "бессилия". Большинство участников после проведения обряда отметили небывалый прилив сил, энергии, жизнерадостности и оптимизма. Всем стало "легче на душе", радостнее и светлее.

После проведения обряда "поминание предков" у тех, кто участвовал в этом обряде, заметно укрепились и улучшились отношения с родствениками, детьми и ближайшим окружением. Многие стали чувствовать незримую помощь предков в тяжелых жизненных ситуациях, их защиту и покровительство.У людей, которые участвовали в обряде "поминание предков" и просили для себя помощи в личной жизни, стала более гармоничная и добрая обстановка в семье, стали решаться даже самые неразрешимые, сложные проблемы, такие как проблеммы с детьми и здоровьем. Особенно это заметно у тех людей, кто делает этот обряд уже не первый год и поминает своих предков во все "родительские" субботы.

Обряд "Девичий четверг" дал тоже свои "плоды". Все девушки, учавствующие в этом обряде стали очень притягательны для противоположного пола и улучшили свое здоровье. Три девушки (из семи) в ближайшее же время после обряда встретили своих суженых и одна вышла замуж в течении года.

При проведении праздников "Купала" и "Иван Купала" тоже можно отметить позитивные изменения в личной жизни тех людей, кто учавствовал в этих обрядах. Например, как минимум у шести человек исполнились (в течении 6 месяцев) заветные желания и просьбы. А также прибавилась жизненная сила и улучшилось здоровье и самочуствие в целом.

"Багач" тоже дал неплохой "урожай" тем, кто участвовал в этом обряде и просил добра в дом, благополучия и достатка. У многих после этого праздника произошли заметные позитивные изменения на работе и дома. Кто-то нашел более хорошую, "денежную" работу, кто-то купил долгожанный участок, кто-то квартиру, машину, компьютер. В общем, количество покупок заметно возросло у тех, кто на этом обряде просил прибыли и денег, а количество неприятностей, связанных с потерей денег или ущербом какого-либо имущества сошло на нет.

Во время проведения Коляды (Святок) По домам ходили ряженые, делая вид, что сражаются со злыми духами и изгоняют кудесов (чертей). Действие обрядов и праздников направлено прежде всего на то, чтобы различными способами предотвратить еще не реализованное зло - создать преграду между охраняемым объектом и опасностью, магически "закрыть" охраняемый объект, сделать его невидимым, нейтрализовать носителя опасности, нанести ему вред, уничтожить его, отогнать опасность, задобрить ее или наделить сам охраняемый объект защитными свойствами и способностью сопротивляться злу.

Таким образом, проанализировав все ритуальные действия на праздниках и обрядах, можно выделить два основных направления практического применения праздников в народной валеологии.

Это, во-первых, сильная мотивация людей к улучшению образа жизни, позитивным изменениям в своей судьбе, повышение сопротивляемости организма ко всякого рода болезням (физическим и психическим), набор жизненных сил, повышения общего тонуса и настроения, настрой на удачу. Вследствии этого - улучшение общего самочуствия, укрепление здоровья, увеличение рождаемости, повышение работоспособности, творчества, заряд оптимизма, отсутсвие депресий и действительного позитивного изменения в судьбе и жизни тех людей, кто участвует в этих обрядах.

Во-вторых, все обряды и праздники направлены на защиту от несчастья и опасности, которая может стоять у каждого на пути к счастью и успеху. У людей, участвовавших в обрядах, нередкие ранее неприятные случайности сошли на нет. Бытовые проблемы стали легче решаться. Появилась уверенность в себе, своих силах; возникло чуство защищённости.

Празднование славянских праздников показало себя действенным методом славянской валеологии. Однако данный подход требует дальнейшего развития и проработки. В частности, интересны вопросы особенности влияния проводимых праздников на самих организаторов; специфика разного возраста участников; более точный учёт астрологического влияния.


Добавить отзыв или комментарий

ФИО:*
E-mail:*
Сообщение:*
Код подтверждения*   12345
 
ПРАЗДНИКИ

ПОСЛЕДНИЕ ВОПРОСЫ
Хотелось бы еще узнать кое-что о празднике Масляных Дедов
Читать дальше...
ВОПРОС НАДЕЖДЕ


ПОДПИСАТЬСЯ
Вы можете оставить Ваш адрес для получения анонсов новостей и мероприятий

 
© ООО «Пояс Ориона» 2010   Дизайн сайта: Graf-Suvorov
Программирование: ADP